Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Главная - Словарь терминов - М - МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 


МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

- теоретическая модель,  пессимистически описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией ( прежде всего урбанизацией, ростом массовых коммуникаций, широким образованием,  демократизацией политики и т.п.). Активно разрабатывалась в 1920-1960-е годы.
Согласно данной теории, главные особенности массового общества заключаются в следующем:
- в разрыве социальных связей и обособленности отдельных индивидов, ведущей к атомизации общества;
1. в массификации, т.е. недифференцированности, усредненности составляющих его индивидов, отсутствии у них индивидуальности;
2. в отсутствии у атомизированных масс устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму;
3. в неограниченных возможностях манипулирования атомизированными массами со стороны элит.
Массовое общество  критиковалось с разных позиций. С консервативной позиции ( "аристократический" вариант концепции ) – за угрозу утраты высокой культуры, опасности установления господства массы, преклоняющейся перед всем заурядным и рвущейся к власти, пытающейся вытеснить элиту из политики и культуры ( "восстание масс" , Х.Ортега-и-Гассет) . С либерально-демократической и лево-радикальной позиции – за угрозу политической манипуляции  массами, за процессы  обезличивания, атомизации, отчуждения. Это направление теорий массового общества использовалось для критики тоталитаризма  и зачастую отождествляло тоталитарное и массовое общество  ( Х.Аренд). В дальнейшем теория  массового общества служит для критики ряда процессов современного капитализма,  таких как бюрократизация общественной жизни и централизация власти, упадок автономных общественных организаций, возрастающий конформизм  и отчуждение  личности ( Э.Фромм, Д.Рисмен, Ч.Р.Миллс и др.)
В 60-7-е гг. Д.Белл и Э.Шилз попытались преодолеть критическую направленность теорий массового общества и превратить их в еще одну апологетическую модель описания современного индустриального общества, противоположного обществу традиционному. При этом подчеркивалась интеграция  масс в систему институтов массового общества, формирование единой культуры, чему способствовали массовые коммуникации, преодоление социальных антагонизмов и формирование более социально однородного общества. (См. массовая культура.  )





<< назад   начало   вперед >>
 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта