Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Этносоциология
Этносоциология или, иначе говоря, социология межнациональных отношений, направление в социологии, изучающее сущность, общие закономерности развития и функционирования этнических общностей, взаимоотношения между ними и разрабатывающее методологические основы исследования этнических общностей. Всесторонне и целостно рассматривая жизнедеятельность народов, этносоциология исходит из соотношения общего, особенного и единичного, раскрывает своеобразие труда и быта, культуры и ценностных ориентаций различных этнических групп, анализирует социально-экономические и политические процессы, происходящие как внутри этнических общностей, так и между ними, разрабатывает основные пути управления развитием этносов.


 Этнические общности – это большие группы людей, связанные между собой культурными нормами, языком, моделями поведения, которые чаще всего оказывают принудительное воздействие на человека, заставляют его жить по заданным нормам, исповедовать наличные ценности. При этом этнос представляется неким социальным целым, изменение и функционирование которого осуществляется стихийно через деятельность людей. Совокупность общностных характеристик (язык, территория этногенеза, самосознание, культура, обычаи и традиционная система норм, специфика хозяйственной деятельности и др.) позволяют очертить границы этнической общности.

http://www.geocities.com/yukatzz/noogen/img4/stakan1.gifЭтносоциология — сравнительно новое направление этнографической науки. Она возникла на рубеже 70-80-х годов минувшего века и достаточно быстро была признана весьма актуальной и перспективной отраслью. Этносоциология имеет очень широкий спектр направлений, интересов, исследований. В целом она охватывает культуру народа, его быт, традиции и все, что с ним связано, — в историческом контексте, в современных условиях глобализационных процессов. Этносоциологические исследования, получившие распространение в 70-х годах, на самом деле являлись социологическими, с некоторыми этническими аспектами. Вполне понятно, что из-за этого они носили ограниченный характер. Но в последующем, с развитием этой отрасли этнографической науки, можно сказать, что центром исследований этносоциологов стали особенности этносоциальных, этнокультурных процессов в странах мира. Все социальные, культурные, порой экономические или даже политические процессы при ближайшем рассмотрении имеют этнические привязки. В чем заключен этот этнический аспект, каковы его проявления — это и пытаются выяснить этносоциологи.

Прикладное значение результатов исследований в этносоциологии трудно переоценить. К примеру, проблему миграhttp://e-motion.com.ua/img/conference/131-s.jpgции изучают сегодня и демографы, и социологи, и т.д. С этносоциологической точки зрения миграция — это изменение устоявшейся структуры населения, которая, в свою очередь, предполагает устоявшуюся систему взаимоотношений, поведенческих стереотипов. Когда под воздействием определенных, главным образом экономических, факторов происходит резкое изменение этой структуры, ее коренная ломка, то половая и возрастная диспропорция, которая наблюдается в стране, в основном в сельской местности, влияет не только на демографию, но — самым серьезным образом — и на этническую, традиционную культуру, культуру взаимоотношений в той же семье. Процессы негативного характера с точки зрения традиционной культуры ускоряются. Обществу нужно время для того, чтобы приспособиться к данной ситуации. Этносоциология может выявить и заострить внимание на данной проблеме, как чреватой последствиями. Или возьмем другую проблему — процесс урбанизации. С этнологической точки зрения городская культура — это ведущая часть этнической культуры, которая вырабатывается на основе традиционной этнической культуры, вбирая урбанистическую общемировую культуру. Когда под влиянием массы экономических, социальных, политических факторов происходит неконтролируемый стремительный рост городского населения, это отражается на качестве городской этнической культуры, низводя ее до уровня сельской. Сегодня мы можем наблюдать в городе сельские взаимоотношения, сельское поведение и даже временами сельский пейзаж. Эта ситуация также является объектом изучения этносоциологии. Необходимо проведение определенной урбанистической политики, ограничивающей не административно, а путем создания условий на местах, предотвращая отток сельского населения в город. Сохранение городской этнической культуры нужно для национального развития.Социальная субъектность этноса – как активность в природной и социальной среде – определена механизмом самозащиты и самовоспроизводства. Однако на разных этапах социально–исторического развития этноса (традиционном и индустриальном) носителем этого качества выступают различные институты. В традиционном обществе это – семья, традиции, первичные (родовые и поселенческие) управленческие структуры. В индустриальном – государство, система образования, институты культуры и науки. При совпадении этноса и государственности этническая субъектность становится составной частью социальной активности более широкого социального образования – государства; при их несовпадении этническая субъектность может сохраняться как потенциальное качество, способное проявиться как основа политической активности этнических групп в условиях полиэтничного государственного образования.


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта