Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социология моды
Мода - это одна из социальных норм, присущих, прежде всего, индустриальному и постиндустриальному обществам. В качестве обязательной социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. По отношению к индивиду мода как социальная норма носит внешний характер.


Мода становится ценностью, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интериоризируется), становится осознанной внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода определяет суть и модель потребительского поведения и люди добровольно стремятся быть модными. Подтверждением  актуальности изучения моды  в  социологии  может служить  тот  факт,  что  уже  в XIX веке,  с  момента  зарождения социологии,  мода  стала  предметом  исследовательского  интереса.

Среди выдающихся социологов, отводивших изучению моды важное место в  своей  работе, можно назвать Г. Тарда, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Т. Веблена, Г. Блумера, П. Бурдье.

Сейчас мода окончательно сформировалась как влиятельный социально-экономический институт. Об этом говорят и все более очевидное сближение моды haute couture и pret-a-porter класса люкс, и превращение моды в бизнес, и синтез фотографии с модой. Знаковыми событиями в экономике моды XX столетия стали три факта: 1) первое коммерческое использование собственного имени - гриф Рене Лакоста на короткорукавных теннисных рубашках поло в 1934 году; 2) продажа лицензий на совместное производство товаров с маркой Дома - впервые пойти на это рискнул Диор в 1948 году и не прогадал; 3) выпуск своих марочных духов - Пуаре и затем Шанель, что потом становится более доходной статьей для Домов высокой моды, чем коллекции одежды.

В западной социологии в настоящее время мода  - одна из актуальнейших и постоянных тем исследования. Структура моды включает в себя модные объекты и модные стандарты поведения. "Модные объекты - это любые объекты, которые оказываются "в моде" писал А.Б. Гофман. В их числе могут быть - одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.д. Правда, одни предметы и типы поведения гораздо чаще оказываются в роли модных объектов, чем другие. Так, например, одежда, популярная музыка в максимально подвержены моде, в то время как жилище, еда - гораздо меньше. Однако если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена моде. Как сказал Вернер Зомбарт, "чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде".  Габриэль Тард считал моду наряду с обычаем основным видом подражания. Герберт Спенсер выделял два вида подражательных действий: 1) мотивируемые желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом;
2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство и полное сходство с ними.

Последний мотив лежит в основе возникновения моды. Особенно значительный вклад в теоретико-социологическое осмысление феномена моды внес В.Зиммель, который связывал ее функционирование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, а потому имеет классовый характер. Ее развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к более высокому статусу, овладевают этими признаками; тогда высшие классы вынуждены вводить новые отличительные знаки, которые вновь заимствуются, и этот процесс можно счесть непрерывным. Зомбарт рассматривал моду как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и стимулирующее формирование искусственных потребностей в обществе. Веблен анализировал роль престижа, демонстративности и “показного потребления” в функционировании моды. Американский лингвист и культуролог Э. Сепир считал, что основную роль мода играет в личностной идентификации, самовыражении и укреплении собственного Я, благодаря социально одобряемому отказу от старых и внедрению новых социо-культурных норм. А. Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе “Три века моды в женской одежде: количественный анализ” (1940) провели историко-статистическое исследование изменений некоторых параметров женской одежды за три века с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни. Из последних наиболее значительных, попыток концептуального социологического анализа моды можно отметить работы Г. Блумера, рассматривающего моду как средство внедрения новых социальных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения моды, по мнению Блумера, имеет две стадии развития: инновацию и отбор. На первой стадии происходит предложение различных соперничающих между собой культурных образцов; на второй стадии все социальные группы осуществляют отбор, в результате которого одобренный образец становится общепринятой нормой. Анализируя социальные функции моды, Блумер подчеркивает, что она: 1) создает определенную меру единообразия, необходимую для нормального функционирования общества; 2) обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, упорядочивая этот процесс;
3) воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса.

В настоящее время в различных странах осуществляются как теоретические, так и эмпирические, прикладные исследования моды. Нередко они тесно связаны с исследовательскими и практическими проблемами маркетинга, дизайна, рекламы и т. д.

 


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта