Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социология семьи
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, и является одной из старейших дисциплин.


Все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

            Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Этнография, социальная антропология ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры прошлого. Этнографические данные дают нам возможность проследить этапы становления семьи.

          Сложилось два основных направления изучения семьи – как социального института и как социальной группы.

Стоит отмечать, что слово «семья» первоначально подразумевала группу рабов. Даже после того, как слово стало употребляться по отношению к людям, объединенным родственными узами или браком, в течение многих столетий, понятие «семья» упоминалось скорее в контексте власти, а не любви. Сентиментализация семейной жизни была исторически и функционально связана с появлением конкурентоспособного индивидуализма для женщин и формального эгалитаризма для мужчин. Бюро Переписи определяет семью как "два или больше человека, связанные родом, браком или совместным проживанием и ведением общего домашнего хозяйства" - определение, отобранное 22 процентами случайной выборки 1 200 взрослых в 1990 году в обзоре, проведенном в Штате Массачусетс одной страховой компанией. Семья, в конечном счете, основана на крови - следовательно, приемный сын – не сын, и приемная семья - не семья? В 1993, девочка из Флориды, которую перепутали при рождении, не захотела вернуться к своим биологическим родителям, когда ошибка была раскрыта. В суде, ее адвокат начал с вопроса: "Что составляет семью? Может быть это те, кто живет под одной крышей и ведут общее домашнее хозяйство?" Суд Нью-Джерси постановил, что студенты колледжа, живущие вместе по четырехмесячному арендному договору подходят под это определение.

Джордж Питер Мердок утверждает, что семья - "социальная группа, характеризованная общим местом жительства, экономическим сотрудничеством, и воспроизводством. ... Это определение включает взрослых обоих полов, которые поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и имеют одного или более детей". Социологически, принадлежность к семье, подразумевает различия в социальных правах и обязательствах по отношению к другим, которые идентифицированы (и более широким обществом и непосредственно членами группы) как "семья" в противоположность тому, чтобы быть незнакомцем, коллегой, соседом, соседом по комнате, другом. Конечно, там, где культурно обусловлена тесная связь между самыми дальними родственниками граница между семьей, и не-семьей является очень расплывчатой; каждый не более отдаленно связан с любым человека на земле чем пятьдесят троюродных братьев или около этого…

В начале 60-х годов XX века американский социолог Гуд отметил тот факт, что, хоть в области социологии семьи проведено исследований больше, чем в какой-либо другой значимой отрасли социологии, однако лишь в немногих из этих исследований содержатся попытки теоретического осмысления данного вопроса. Нередко всё сводилось к разработке техники социальной инженерии с тем, чтобы помочь людям решать те или иные практические задачи, к примеру, как избежать супружеских конфликтов. Против такой направленности не возразишь, но вместе с тем надо помнить: эффективность рекомендаций непосредственно сопряжена с наличием концептуальных построений. Некоторые социологи настолько увлеклись методологическими проблемами, что утратили всякий интерес к реальной проблеме.


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта