Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социальная группа
Социальная группа – одна из форм взаимодействия людей в рамках широкого социума, объединение людей, направленное на удовлетворение потребностей каждого из индивидов и совместное осуществление неких действий, и достижение совместных целей.


Сразу же следует сказать, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление термина “группа”. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данном системном анализе. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально функционирующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Для успешного определения социальной группы существует три необходимых элемента:

- взаимодействие — то есть информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых систем, вербальных или невербальных;

- членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в знаково-символьной системе, с помощью которых члены данной группы могут определить принадлежность к группе друг друга;

- идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы.

Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли. Любая совокупность людей с большей вероятностью будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях.

 Человеческая жизнь проходит в рамках различных социальных групп: семья, школа, работа, компания друзей. В современном обществе существует огромное количество различных социальных групп имеющих, тем не менее, сходные механизмы регуляции внутренних и внешних взаимодействий.

В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля.

Впервые четкое определение социальной группы дал английский философ Т.Гиббс «...известного числа людей, объединённых общим интересом или общим делом», и классифицировал группы, упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные, законные и противозаконные. В дальнейшем это определение приобрело более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории социальных групп был Георг Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. В начале ХХ века американский социолог Ч. Кули считал важнейшими «первичные группы» (семья, соседские и дружеские компании) впоследствии в современной западной социологии этот подход разработан в теориях малых групп Э. Мейо, Я. Морено, Дж. Хоманс и др. В рамках теории марксизма был выработан историко-материалистический подход к социальной группе, суть которого заключается, в применении к группам принципа историзма: существуют не группы общества вообще, а группы исторически определённого общества, характер и роль которых меняются вместе со сменой общественно-экономических формаций, кроме того, именно в рамках марксизма было указано, что в классовом обществе основной социальной группой является класс.

Характеристика социальных групп предполагает количественное определение: существуют большие и малые социальные группы. Большие социальные группы это совокупности людей, существующие в масштабах общества в целом: этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодёжь, пенсионеры) и другие, столь же глобальные образования. В больших группах контакт членов группы между собой совсем не обязателен, в отличие от малых групп. Малые группы – это группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими внутригрупповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Количество членов малой группы варьируется от 2 до 15 человек.

 


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта