Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социальная коммуникация
Социальная коммуникация – область научного знания, занимающаяся изучением процессов распространения и циркуляции информации в обществе.


 Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений. Социальная коммуникация делится по ряду признаков. Во-первых, по характеру целевой аудитории она может быть межличностной, групповой  или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения она может быть официальной и неофициальной. И, наконец,  она может быть вербальной или невербальной. Науки о коммуникации как самостоятельное направление были выделены в 50-х годах прошлого столетия, хотя и до этого времени существовало немало публикаций по данной тематике.

Социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества  и социума в целом. Можно выделить три группы на основе ведущего аспекта коммуникации:

- языкового - ряд школ, которые трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их общественным положением, родом деятельности и др. (Мейе, Дидро, Руссо, Ломоносов);

- социального – изучение социальных факторов, способствующих формированию социального знания, и оценочных суждений (Бергер, Лукман); 

-  коммуникативного - теория речевых актов (Дж. Остин) и критический анализ дискурса  (Фаулер, Кресс).

Основы теории социальной коммуникации. Онтологический, гносеологический и методологический аспект социальной коммуникации.

 

Онтологический аспект социальной коммуникации. Онтология социальной коммуникации связана, прежде всего, с природой ее первой составляющей — социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается на­блюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности. Социобиологи (Э.Уилсон, Р.Александер, Д.Бэреш и др.) полагают, что принципы, определяющие поведение животных, могут быть применимы и к эволюции человеческого общества. Биологические основы исходных форм социального поведения человека – семейно-родственные отношения, половозрастное разделение труда, социальное неравенство. Р.Бхаскар считал, что существует три основные ошибки социобиологии: 1) социальные структуры в отличие от приро­дных не существуют независимо от видов деятельнос­ти, направляемых ими; 2) социальные структуры в отличие от природных не существуют независимо от понимания деятелями того, что они совершают, осуществляя свою деятель­ность. (П. Бурдье, кстати, на это возражает: люди тоже принимают легитимность власти бессознательно); 3) социальные структуры, в отличие от природных, могут быть лишь относительно устойчивыми.

Гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования) аспект социальной коммуникации. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов:

1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур (т. е. зависимость коммуникативных структур от социальных).

2. Определение функции социальной коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи информации и воздействия посредством этой информации на индивида или общество).

3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. (Данная единица должна не просто представлять информацию, но сообщать её.).

4. Понимание социальной информации (информация должна быть социально значимой).

5. Обоснование социальных категорий коммуникации (к социальным категориям, существенным для коммуникации, обычно относят социальный статус коммуникантов, их социальные роли, ситу­ацию, установку и оценку).

Методологический аспект социальной коммуникации.

Методологию иногда противопоставляют те­ории.  Она складывается из теории социального познания, системы методов социального познания и анализа коммуникативных систем, актуализируемых в обществе.

 


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта