Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социология культуры.
Социология культуры - отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, а так же формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей и образцов поведения.


Слово "культура" в переводе с латинского — "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование.

В самом широком контексте синонимом слова "культура" является "цивилизация". Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе. Например, изготовление орудий труда, политическая организация общества и тому подобное. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

Базовой  основой культуры является язык. Человек пользуется системой звуковых и письменных символов, чтобы передавать мысли и чувства. Письменность – граница, рубеж между примитивной культурой и цивилизацией. В примитивном мире человек  должен был держать в памяти самые ценные культурные артефакты, но возможности памяти не безграничны и потому культура, целиком зависящая от человеческой памяти, никогда не поднимется выше примитивного, самого простого уровня. Использование письменности позволяет усложнять и бесконечно развивать культуру, сохраняет и передает информацию из самых разных областей человеческой жизни.

Язык - часть культуры - реагирует на любое изменение какими-то новообразованиями. Существует профессиональный сленг, который доступен только членам группы. У каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой языки каждый человек обладает не только социальным, но и культурно-речевым статусом. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры — высокому литературному языку, просторечию, диалекту, сленгу. Буквально несколько фраз, содержащих элементы того или иного речевого стиля, могут подсказать нам, не только культурно-речевой статус говорящего, но и расскажут нам об образе его жизни, воспитании, происхождении.

Культура накапливается в определенных знаниях, сведениях, информации об окружающем мире: естественно-научные, технические, политические, социальные и т. п.

Убеждения — это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его мировоззрение, мироощущение. Знание существует вне отдельного человека, убеждения — чувственно-эмоциональная, волевая сторона знания.

Между знанием и убеждениями устанавливаются сложные и неоднозначные связи. Располагать определенной информацией — это еще не значит действовать в соответствии с ней.

Ценности. Убеждения как единство знаний, эмоций, воли проявляются в различных формах: ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивы действий, поступков. Но в основе всех этих проявлений — ориентация на ценности.

Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того, чтобы оценить, что значимо и полезно, а что — нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте — это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или пассивности.

Социологию интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности.

Социокультурные различия могут быть и между отдельными поколениями в одном обществе, или явления субкультуры и даже контркультуры.

Идеология. Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях, традициях, обрядах Любое достаточно развитое общество имеет определенную идеологию. Другое дело, что эту идеологию часть общества может не воспринимать и даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходного типа.

Любая идеология имеет несколько ярусов, общечеловеческое содержание, национальное содержание, например, конституция, групповые социально-классовые ценности.

Социокультурные процессы. Одно из самых удивительных свойств культуры заключается в том, что при любом прогрессе, при любом приобщении к общечеловеческим ценностям она способна, развиваясь, сохранять свою национальную самобытность. В условиях современных интеграционных процессов сохраняются западная культура, в основе которой лежит христианская религия, а также исламская, восточная культура и т. п.

Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.

 


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта