Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социология личности.
Когда человек становится личностью? Приобретя в процессе социализации все необходимые знания, умения и навыки для эффективного взаимодействия в социуме? Разные социологические школы создают свои объяснительные модели личности или же используют уже существующие. Современная социология никак не может прийти к единому мнению – что же такое личность? Акцент на социальной природе человека для выделения которой, собственно, и конструируется социологическое понятие "личность" потребовало разделения с другими, прежде всего, религиозными, а, кроме того, и философскими трактовками этого понятия. Для такого разделения во внесоциологических контекстах стали довольно часто использовать термин "персона", чтобы не учитывать социологические смыслы понятия "личность".


Само понятие – личность акцентирует внимание на неприродном происхождении человека, на его принадлежности к человеческому сообществу. В момент рождения ребенок является индивидом, но не личностью. Ведь индивид – это человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек проходит определенный путь развития, непременным условием которого является наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не личность, достаточно вспомнить о детях воспитанных вне социума, о так называемом «синдроме Маугли».

Человек, взаимодействующий в социуме, обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют структуру его личности. Под последними имеются в виду целостные "внутренние" построения, мотивирующие и побуждающие изменения как в самом индивиде, так и в формах его предметной и коммуникативной активности, и находящиеся, в свою очередь, под тем или стимулятором этих изменений - воздействием внешней среды. Становление внутриличностных структур и анализ механизмов саморегуляции личности на их основе, прежде всего, являются предметом анализа психологических наук. В социологии эта проблематика важна в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения индивида в различных социокультурных условиях и ситуациях и "простраивать" системы межличностных и надличностных взаимодействий в рамках групп и социальных институтов. Соответственно, можно анализировать личность, как с точки зрения её структуры, так и с точки зрения взаимодействия личности с широким социумом. 

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, позволяют говорить только о частичном завершении процесса социализации: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь и выражаются в изменении внешнего поведения, в формировании толерантного поведения, в осознании, что кроме полярных «хорошо-плохо» существуют ещё и полутона, «оттенки серого».

 Если говорить иначе, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Социологи выделяют несколько стадий социализации:
1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации (от рождения до младшего подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).
2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения, для этого периода характерно нонконформистское поведение.
3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом; б) изменение себя (стать как все); в) внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

 


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта